Days: 4806
Posts: 54
|
Билет 73. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.
Социальное государство это политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7). Социальная политика - это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение условий для удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения, создания системы социальных гарантий. Цели социальной политики: обеспечение определенного уровня потребления; нейтрализация негативных последствий рыночной экономики; обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения. Социальная политика осуществляется на различных уровнях: всемирная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций; макрорегиональная и общегосударственная политика; интерреализация межгосударственной социальной политики. Основные функции социальной политики: определение доли каждого работника в созданном продукте; стимулирование трудовой мотивации рациональной занятости и развития производства; влияние на формирование доходов и структуры потребностей; обеспечение социальной защищенности всех членов общества; согласование личных, коллективных и государственных интересов; создание условий воспроизводства рабочей силы. Для осуществления социальной политики необходимо иметь разнообразную информацию об экономическом и социальном положении населения. В мировой практике приняты следующие социальные индикаторы развития. Бедность. Черта бедности - индикаторы, характерные для отдельной страны и не подлежащие сравнению с другими странами; верхняя черта бедности является пороговой для бедных слоев населения; нижняя - для беднейших слоев населения. Стоимость минимальной потребительской корзины измеряется в местной валюте. Показатель количества населения - доля населения в каждой из вышеупомянутых категорий во всем населении страны. ВВП на душу населения - оценку осуществляют на определенный год в долларах США в текущих рыночных ценах. Краткосрочные показатели дохода. Заработная плата неквалифицированных работников в городе - еженедельная заработная плата лиц, имеющих случайные заработки и не располагающих другими источниками дохода. Заработная плата неквалифицированных работников в сельской местности - еженедельная заработная плата сельскохозяйственных рабочих, имеющих случайные заработки, безземельных или не располагающих землей в количестве, достаточном для удовлетворения их потребности в пропитании. Условия торговли между селом и городом - соотношение оптовых цен на зерновые и промышленные товары. ?ндекс потребительских цен (?ПЦ) - индекс на товары и услуги, потребляемые в домашних хозяйствах. ?ПЦ для населения с низким доходом включает индекс цен, основанный на потребительской корзине бедных слоев населения. Основные направления государственной социальной политики включают: общие вопросы политики доходов населения; политику в сфере труда и трудовых отношений; социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения; развитие отраслей социально-культурного комплекса; социальную защиту отдельных категорий и групп населения. Социальная политика направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышения благосостояния населения, а также адресное равномерное распределение доходов. Очевидно, что отправной точкой социальной политики являются доходы. Поэтому представляется важным выяснение понятия дохода, перераспределение доходов в обществе, регулирование государством процессов перераспределения. К началу третьего тысячелетия в России резко актуализировался вопрос о выборе стратегических приоритетов развития страны. В самом общем плане стало очевидно, что ключевым направлением долгосрочной социально-экономической политики государства является последовательное улучшение качества и уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого развития с последующим восстановлением экономической и политической роли России в мировом сообществе. Фундаментом новой социальной политики, реализующей социальную и гуманитарную ответственность Российского государства перед его гражданами, должен стать законодательно закрепленный, гарантированный каждому гражданину минимум социальных благ, учитывающий региональные особенности и историко-культурные традиции всех народов нашей страны. В ближайшее время необходимо сконцентрировать усилия на тех неотложных проблемах, решение которых поможет существенно улучшить условия жизни людей, усилит социальную поддержку реформ.
К актуальным проблемам социальной политики Российской Федерации на современном этапе относятся: 1. Прогрессирующая деградация основных фондов, износ которых не компенсируется новыми капиталовложениями. В настоящее время физический и моральный износ основных фондов достиг 60, быстро возрастает технологическое отставание практически всех отраслей народного хозяйства от мирового уровня. Фактически экономика вошла в режим суженного воспроизводства, развивается необратимый процесс разрушения научно-промышленного потенциала страны, происходит нарастающая деградация производственного аппарата в отраслях материального производства. 2. Деиндустриализация народного хозяйства, отчетливый сдвиг в направлении утяжеления его структуры за счет опережающего спада в наукоемких отраслях промышленности и производства товаров народного потребления, повышение доли сырьевых отраслей (прежде всего ТЭК) и сферы услуг (финансового и торгового секторов) в структуре производства и инвестиции, сокращение доли машиностроения в структуре общественного производства и повышение доли топливно-энергетического комплекса свидетельствуют о структурной деградации российской экономики, прогрессирующем сокращении производства товаров высокой степени переработки, свертывании отраслей, являющихся основой современного экономического роста и поддержания занятости населения. 3. Угроза массовой безработицы и обнищания значительной массы населения вследствие как абсолютного сокращения производства, так и деиндустриализации, в ходе которой создание новых рабочих мест в сырьевых отраслях и в сфере услуг не компенсирует высвобождение занятых из отраслей обрабатывающей промышленности. 4. Вывоз капитала, его связывание в спекулятивных и посреднических операциях, обусловленное образовавшейся изоляцией торгово-финансового капитала от производственных мощностей, а также высокой неопределенностью эффективности капитальных вложений. 5. Утечка умов и деградация человеческого потенциала, дезинтеграция общества и возникновение угрозы развертывания классовых конфликтов, разрушение основ социальной стабильности. 6. Криминализация хозяйственной деятельности. 7. ?нфляция.
11/1-2012 19:14
|