Days: 4806
Posts: 54
|
Билет 53. Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса.
Правообразование социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера. Это процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве нормальных и правильных (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т.п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, образцов и стандартов этой нормальности и правильности и в конечном счете их кристаллизация в соответствующие нормы поведения, действия и взаимоотношения людей. Правообразование с указанной точки зрения есть процесс становления права как формы (В. С. Нерсесянц). Это объективная сторона правообразования. Правообразование, можно сказать, в этом смысле есть создание правовых норм помимо участия законодателя; это стихийная деятельность социального субъекта, в процессе которой формирующийся правообразующий интерес находит выражение в фактических правовых нормах (т.е. нормах, которые по своим объективным характеристикам уже приобрели правовую окраску, нормативность, но еще не получили государственно-правового признания и в силу этого не обладают свойством формально-юридической определенности). Правообразование - понятие более широкое, чем правотворчество. Правообразование акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества (сознательно-волевой деятельности), т.е. правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания (идея права, образ права), его объективирование (например, в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта ). Правотворчество это одно из основных и важных направлений государственно-властной деятельности. Это деятельность государственных органов, направленная на совершенствование законодательства путем создания новых нормативно-правовых актов, изменения и отмены устаревших норм. Правотворчество всегда осуществляется управомоченными органами по разработке, переработке и изданию нормативных актов. Суть правотворчества заключается в возведении государственной воли в закон, т. е. в форму юридических предписаний, имеющих обязательный характер. Процесс правотворчества можно разделить на две стадии: 1) предварительное формирвание государственной воли при составлении проекта нормативно-правового акта; 2) закрепление государственной воли в нормах права, превращения проекта нормативно-правового акта в правовой акт, имеющий обязательный характер. Правотворческий процесс основывается на принципах, которые способствуют его качеству и эффективности. Такими принципами правотворчества являются: демократизм, гуманизм, законность, научность, профессионализм, гласность, техничность. В Российской Федерации существуют три основные формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства; принятие нормативных актов непосредственно народом (путем референдума); заключение различного рода нормативных соглашений. Законодательный процесс складывается из ряда стадий. Стадии законотворчества представляют собой последовательные и взаимосвязанные правотворческие действия, из которых складывается процесс создания нормативных актов. Для каждого государства количество стадий различно, это зависит от разных причин: от структуры парламента, от исторических традиций и т. п., но для любого законотворческого процесса обязательны следующие стадии: а) внесение законопроекта (законодательная инициатива); б) обсуждение законопроекта; в) принятие законопроекта; г) подписание и опубликование. Для Российской Федерации характерны следующие стадии законотворческого процесса. 1. Законодательная инициатива т. е. внесение проекта на рассмотрение органа, наделенного Конституцией полномочиями по принятию законодательных актов. Эта стадия находит свое воплощение в планах правоподготовительных работ, принятие осуществляется в правотворческой практике. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации определены ч. I ст. 104 Конституции РФ 1993 г.; 2. Подготовка текста законопроекта. Эта процедура включает в себя несколько этапов: составление текста законопроекта, предварительное обсуждение законопреокта, согласование и доработка законопроекта. При составлении текста используют два принципа: парламентский и ведомственный. С одной стороны, составлением текста занимаются специалисты соответствующего ведомства, с другой над текстом работают постоянные комитеты и комиссии высшего законодательного органа. Предварительное обсуждение проводится с привлечением заинтересованных органов, а также широких масс общественности, в форме публикаций, заключений, отзывов. Согласование проекта это внесение предложений по тексту проекта заинтересованными органами. Доработка проекта осуществляется комиссией на основе поступающих замечаний и предложений и заключается в редактировании текста. 3. Внесение законопроекта в соответствующий правотворческий орган. Таким правом пользуются представительные органы, организации и лица, наделенные им по Конституции. Проект закона вносится вместе с пояснительной запиской, которая содержит обоснования необходимости его принятия, характеристику целей, задач и основных положений. Если законопроект требует дополнительных материальных затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование. 4. Обсуждение проекта. Эта процедура осуществляется в трех чтениях, а законопроект о государственном бюджете в четырех чтениях. При первом чтении проекта заслушивается доклад субъекта законодательной инициативы, депутаты высказывают предложения и замечания в форме поправок. По результатам обсуждения законодательный орган либо одобряет, либо отклоняет основные положения проекта. При втором чтении выступает представитель комиссии, проводившей доработку, и в результате законодательный орган принимает закон, либо отклоняет, либо возвращает на доработку. Третье чтение представляет собой редакционную отработку законопроекта. 5. Принятие закона. Осуществляется путем голосования: большинством или квалифицированным большинством. Следует отметить, что для российского законодательного процесса возможно появление дополнительных стадий, так как принятый Государственной Думой закон направляется в Совет Федерации для одобрения, и Совет Федерации либо его одобряет, либо он может отправить закон на доработку в Государственную Думу. Поэтому появляется дополнительная стадия повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации. 6. Подписание закона. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется на подпись Президенту, и в течение 14 дней Президент должен его подписать. Если Президент использует свое право на отлагательное вето, то возможно появление еще одной дополнительной стадии повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ. После завершения всех этих процедур Президент в течение семи дней подписывает закон. 7. Официальное опубликование закона. Принятые законы публикуются в специальных изданиях и официально оглашаются. Неопубликованные законы в Российской Федерации не принимаются. Ведомственные акты публикуются министерствами, ведомствами в издаваемых ими бюллетенях. Акты местных органов власти публикуются в соответствующих бюллетенях.
11/1-2012 19:10
|