2017

Как купить готовую курсовую работу?

ru, en.

Authentication (Login) | Register | Search | Home

Решение контрольных работ, задач и заданий

Ответы на билеты по теории государства и права


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

Ответы на билеты по теории государства и права

Перечень экзаменационных вопросов к государственному экзамену по дисциплине Теория государства и права Специальность 030501 Юриспруденция.

1. Теория государства и права как наука: предмет, методы, функции.
2. Происхождение государства и права, основные теории происхождения государства и права.
3. Государство-понятие и признаки. Разнообразие подходов к определению государства.
4. Сущность государства. Социальное назначение и функции государства.
5. Механизм и аппарат государства.
6. Понятие и структура органа государства. Классификации государственных органов.
7. Формы государства. Формы правления и формы государственного устройства.
8. Политический режим: понятие и виды. Признаки демократического и антидемократического политических режимов.
9. Понятие политической системы общества. Роль государства в политической системе.

10. Понятие и признаки права. Различные подходы к понятию и определению права.
11. Сущность права. Социальное назначение и функции права.
12. Понятие правовой системы, ее основные элементы.
13. Научные подходы к проблеме типологии государства и права.
14. Основные правовые системы современности.
15. Социальное регулирование и его виды. Нормативное и индивидуальное регулирование.
16. Правовое регулирование. Механизм правового регулирования.
17. Виды социальных норм.
18. Соотношение права и морали, права и обычаев
19. Понятие и виды источников права.
20. Особенности источников права в различных правовых системах.
21. Иерархия источников права в государстве.
22. Нормативный правовой акт как источник права.
23. Конституция как высший юридический акт государства. Место Конституции в системе нормативных источников.
24. Закон: дефиниция, классификация. Принцип верховенства закона.
25. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
26. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
27. Понятие системы права. Частное и публичное право.
28. Отрасль права: понятие и виды. Основания деления права на отрасли.
29. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.
30. Институт права.
31. Соотношение системы права и системы законодательства.
32. Современные тенденции в развитии законодательства.
33. Понятие и признаки нормы права. Структура нормы права, классификация.
34. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
35. Понятие правоотношения. Состав правоотношения. Классификация правоотношений.
36. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
37. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.
38. Объекты правоотношений, их виды.
39. Юридические факты, их виды. Фактический состав.
40. Понятие реализации права. Формы реализации.
41. Правомерное поведение, виды правомерных действий.
42. Понятие правовой процедуры и юридического процесса, их соотношение
43. Применение норм права. Акты применения права, их виды. Стадии применения права.
44. Пробелы в праве, способы их восполнения.
45. Коллизии в праве и принципы их разрешения.
46. Понятие и значение толкования. Виды и способы толкования.
47. Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений. Состав правонарушения.
48. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов.
49. Взаимодействие институтов гражданского общества и правоохранительных органов по обеспечению правопорядка
50. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
51. Соотношение юридической ответственности и иных мер государственного принуждения.
52. Законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции.
53. Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса.
54. Субъекты правотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе правотворчества. Право законодательной инициативы.
55. Подготовка законопроекта к рассмотрению и порядок принятия решения.
56. Опубликование и вступление в силу законов.
57. Проблемы совершенствования законодательного процесса и юридической техники в Российской Федерации.
58. Понятие и формы систематизации нормативных правовых актов.
59. Кодификация как форма систематизации законодательства. Кодифицированный нормативный правовой акт, его структура.
61. Свод законов как высшая форма систематизации.
62. Электронные правовые базы данных как средство учета и систематизации законодательства.
63. Понятие юридической техники. Средства юридической техники. Юридическая техника нормативных правовых актов.
64. Правовой статус личности: понятие и структура.
65. Возникновение и развитие категории права и свободы человека и гражданина.
66. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина России, их развитие в текущем законодательстве.
67. Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека.
68. Международно-правовой механизм защиты прав человека.
69. Правозащитная деятельность в гражданском обществе.
70. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства.
71. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.
72. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в условиях современной России.
73. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.
74. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.
75. Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования.
76. Понятие и отличительные признаки информационного общества. Проблемы создания информационного общества в России.
77. Информационное общество: новые возможности, новые угрозы.
78. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
79. Система органов государства в Российской Федерации.
80. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
81. Государственная служба, статус государственного служащего.
82. Проблемы развития и совершенствования федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации.
83. Государство и местное самоуправление.
84. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность.
85. Принципы и гарантии законности.
86. Понятие правопорядка и пути его совершенствования.
87. Понятие, виды и структура правосознания.
88. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.
89. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе. Правовое образование и воспитание.
91. Понятие международного права, его источники и система.
92. Взаимодействие международного права и национальной правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.
93. Международное сотрудничество государств в сфере экономики, экологии, политики, науки и культуры, борьбе с преступностью и терроризмом.
94. Понятие и методология сравнительного правового исследования.
95. Концепции глобализации, государство и право. Место России в глобализирующемся мире.

5/2-2011 21:43


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

60. Свод законов как высшая форма систематизации.
Свод законов - сведенные в одно издание и расположенные в систематическом, хронологическом или ином порядке нормативные акты или сборники законодательства.
Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России был апредпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.
Систематизация законодательства - это постоянная форма его развития и упорядочения. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, но все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование объективно обусловливают упорядочение действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Систематизация нормативно правовых актов (законодательства) это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами. Результаты систематизации своды, кодексы, сборники нормативных актов.
В Своде законов должны быть помещены все действующие нормативные акты одинаковой юридической силы (разумеется, кроме официально признанных секретными). Только при этом условии он может быть достоверным источником о законодательстве. Вполне уместно установить правило, согласно которому не помещенные в Свод нормативные акты соответствующего уровня не являются действующими и не подлежат применению.
Концепцию систематизации российского законодательства, в которой Свод законов занимал центральное место выстроил М.М. Сперанский. В январе 1826 г. он представил Николаю I две записки Краткое историческое обозрение комиссии составления законов и Предположения к окончательному составлению законов с конкретными предложениями продолжить работу по систематизации узаконений. По его мнению, необходимо было разобрать весь накопившийся законодательный массив страны и начать с хронологической инкорпорации российских узаконений. Результатом этого первого этапа должно было стать Полное собрание законов Российской империи. Следующим этапом должна была стать тематическая инкорпорация государством законодательства России на уровне Свода законов, отдельные части которого (на уровне тематической, отраслевой консолидации) объединили бы отраслевое законодательство. При этом давалось общее понятие свода Свод есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке.
Предложения были положительно восприняты императором Николаем I, который и остановил свой выбор на Своде законов существующих с исключением всего недействующего, но без всяких изменений в существе их. Император также выделил вопросы систематизации узаконений в сферу личного руководства, создав в составе Собственной е.и.в. канцелярии 31 января 1826 г. специальное II отделение, в задачи которого входило упорядочение узаконений.
В ходе деятельности данного учреждения и практического воплощения замыслов по созданию Полного собрания законов и Свода законов М.М. Сперанский разработал, проработал и воплотил в жизнь свои концептуальные подходы к созданию актов систематизации законодательства. В концентрированном виде они были изложены им в 1833 г. в Обозрении исторических сведений о Своде законов теоретико-практическом руководстве и первом учебнике по своду
Издание Свода законов явилось существенным прорывом в правовом развитии России, создало условия для дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в стране и также возможности для проведения дальнейшего его упорядочивания, а также повысило уровень законности в деятельности государственных учреждений и правоприменительной практике, составило основу изучения российского права в юридических учебных заведениях и оказало значительное влияние на развитие и становление русской юридической науки и образования.
В результате систематизационных работ определилось и получило развитие направление юридической техники, связанное с упорядочением законодательства. Отечественный опыт развития юридической техники может быть использован и в создании Свода законов Российской Федерации.
Свод законов РСФСР, изданный в 80-х годах, включал, как известно, наряду с законодательными актами также и нормативные постановления Правительства. Для того периода такая практика была оправдана, поскольку собственно законов было мало, многие из них носили декларативный характер и не могли служить непосредственной основой для решения конкретных дел, а большинство постановлений Правительства издавались без соответствующей законодательной основы и содержали так называемые первичные нормы, первоначально регулирующие общественные отношения. Один из основных принципов правотворческой деятельности - подзаконные акты должны издаваться на основании и во исполнение закона - явно нарушался.

5/2-2011 21:44


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

61. Электронные правовые базы данных как средство учета и систематизации законодательства
Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.
Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.
В Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966, утвердившем Концепцию правовой информатизации России, главной целью правовой информатизации России провозглашено построение общенациональной правовой информационной системы. Вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых в стране систем правовой информации различного уровня будет способствовать решению этой задачи.
Система классификации, представляющая законодательство в систематизированном обозримом виде, может быть использована в различных автоматизированных системах. Интеграция классификаторов по отдельным основаниям, образующих систему классификации, имеет большое значение в стандартизации формирования и ведения правовых информационных систем, усовершенствовании и упрощении процессов обмена информацией.
Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. Наиболее известны в России следующие электронные правовые базы данных: Консультант Плюс (компания Консультант Плюс); Гарант (НПП Гарант-Сервис); Кодекс (Центр компьютерных разработок).
Справочно-правовая система Консультант Плюс создана АО Консультант Плюс и распространяется с 1992г. Система хорошо известна и по состоянию на начало 2005г. занимает одну из лидирующих позиций на территории России. Сеть компании Консультант Плюс объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку СПС, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Справочно-правовая система Консультант Плюс содержит самые разные типы правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов, документы содержатся в едином информационном массиве Консультант Плюс. Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие разделы информационного массива: законодательство, судебная практика, финансовые консультации, комментарии законодательства, формы документов, законопроекты, международные правовые акты, правовые акты по здравоохранению.
Названия разделов позволяют быстро сориентироваться и понять, какие документы в каком разделе находятся. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из информационных банков, различающихся полнотой информации и характером содержащихся в них документов.
Справочная правовая система Гарант распространяется с 1990 г. и вполне заслуженно пользуется широкой популярностью у большого числа пользователей на рынке СПС. Ее разработала и распространяет компьютерная фирма-разработчик справочных правовых систем -- Научно-производственное предприятие (НПП) Гарант-Сервис.
Фирма активно сотрудничает с Правовым управлением Государственной думы и рядом других государственных учреждений и организаций. Она обладает высокотехнологичным и наукоемким производством с большим штатом сотрудников в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом.
Система Гарант представляет собой справочную систему, которая обеспечивает поиск и работу с различными документами правового характера. В систему входят нормативные документы, комментарии и разъяснения, судебная и арбитражная практика, а также толковые словари.

Под термином правовая информация понимается массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно - технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Система классификации призвана классифицировать документы или их части, в то время как саму информацию (в т.ч. нормы права), выраженную в этих документах, каждый пользователь системы будет усваивать самостоятельно.
Правовая информация может быть организована, упорядочена различными способами, зависящими от того, какое основание положено в основу классификации.
Право на существование имеют самые разные классификаторы, помогающие осуществлять наиболее полный и достоверный поиск информации. Каждый классификатор имеет большее или меньшее самостоятельное значение, но может быть использован как в отдельности, так и в совокупности с другими классификаторами.
В правовых информационных системах, как правило, используется несколько классификаторов по отдельным основаниям, предусмотрена возможность быстрого перехода от одного классификатора к другому, использование одновременно нескольких классификаторов в необходимых для поиска вариантах. Классификатор строится путем деления объектов классификации на отдельные группы по установленному основному признаку.

5/2-2011 21:44


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

62. Понятие юридической техники. Средства юридической техники. Юридическая техника нормативных правовых актов.
Это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника, которой в основном и будет посвящена данная глава.
Содержание средств и приемов юридической техники связано главным образом с определенной организацией правового материала и его внешним изложением, в первую очередь с выражением структуры права. Есть довольно веские основания полагать, что структура права это именно та первооснова, которая предопределяет состав и содержание средств и приемов юридической техники. Однако связь между структурой права и юридической техникой не непосредственная, а опосредованная. Непосредственно же юридическая техника касается главным образом внешней формы права, и прежде всего нормативных юридических актов, проявляясь как в собственном специально-юридическом содержании акта, так и во внешнем словесно-документальном изложении выраженной в нем воли.
По своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов: а) технических средств и б) технических приемов. Здесь можно провести аналогию с материальной техникой, где тоже, с одной стороны, выделяются средства техники, т.е. машины, оборудование, а с другой методы, приемы их использования, т.е. технология. В области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология; правовой технологией способы изложения норм, система отсылок.
Юридическая техника отличается многогранностью, многоаспектностью. Она имеет три основных проявления, три формы существования.
А. Юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера.
Средства и приемы здесь технические, потому что являются, так сказать, внешними инструментами и способами организации правового материала. Как и все техническое, они с одинаковым успехом используются при выработке, оформлении и систематизации многих и разных актов. Их значение по отношению к содержанию права служебное.
В то же время эти средства и приемы имеют нематериальный характер. Они выражены в определенных идеологических явлениях и категориях (юридических конструкциях, приемах изложения норм и др.).
Б. Юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она и используется. Ее средства и приемы действуют не сами по себе, не автоматически. Правильное и целесообразное использование технических средств и приемов закрепляется в правилах юридической техники, которые относятся к особой разновидности технических норм, касающихся области правового регулирования. Они могут быть выражены в нормативных актах, в том числе особых инструкциях по подготовке и оформлению законопроектов. Тогда они выступают в качестве технико-юридических норм, предъявляющих законодателю, иным субъектам общественных отношений определенные требования, от соблюдения которых зависит совершенство актов.
Использование средств и приемов юридической техники внешне выражается главным образом в применении соответствующих правил. Вот почему на практике, а иногда и в теории она понимается как совокупность правил наиболее рационального составления и правильного изложения правовых актов (что, однако, нельзя признать достаточно точным).
Правила юридической техники вырабатываются прежде всего в практической работе по подготовке и оформлению правовых актов. Решающая роль в выработке совершенных правил юридической техники принадлежит правовой науке. Высокий технический уровень законодательства и индивидуальных актов может быть достигнут только на основе проверенных жизнью и теоретически отработанных научных рекомендаций. Уровень юридической техники зависит и от данных неюридических наук (в частности, приемы изложения нормативных актов в письменных документах построены в значительной мере на данных наук, занимающихся законами языка и стиля изложения). Таким образом, высокая юридическая техника является одним из тех юридических инструментов, через которые данные науки превращаются в своеобразную, в пределах правовой надстройки производительную силу.
В. Юридическая техника внешне материализуется в уровне совершенства правовых (нормативных) актов в качестве формы права. Как только средства и приемы юридической техники реально воплощаются в правовых актах, они становятся свойством данной системы законодательства. Уровень юридической техники в той или иной стране определяется прежде всего по реальному использованию технических средств и приемов в законодательстве, в правовых актах.
Обращаясь к социальной характеристике юридической техники, надо отметить, что ее средства и приемы сами по себе не имеют классовой направленности, безразличны к общественным классам. Реакционное законодательство в буржуазных странах может быть довольно совершенным по уровню технической обработки. В социалистическом праве, не имеющем по содержанию какого-либо преемства с эксплуататорскими типами права, используются определенные средства и приемы юридической техники прошлого. Юридическая техника играет существенную роль в обеспечении эффективности социалистического права, в укреплении социалистической законности. Полное и правильное использование всех средств и приемов на основе отработанных правил юридической техники обеспечивает точное выражение содержания правовых актов, их доходчивость и доступность, возможность наиболее рационального их использования в практической работе. Уровень юридической техники- один из показателей уровня юридической культуры в стране. Необходимость полного и всестороннего использования юридической техники, выражающей передовой опыт законодательства и прогрессивные рекомендации науки, является объективной закономерностью, недоучет которой приводит к определенным отрицательным последствиям, издержкам, недостаткам в форме права.
С правовой стороны юридическая техника образует главное и, пожалуй, исходное в той части техники юриспруденции, которая связана с правовыми актами; другая ее важная часть-техника правоприменительной деятельности

5/2-2011 21:45


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

70. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе
Гражданское общество это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. В Конституции России 1993 года термин гражданское общество не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура.
Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество можно определить также как совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового
Признаки гражданского общества: Наличие в обществе свободных владельцев средств производства; Развитая демократия; Правовая защищённость граждан; Определённый уровень гражданской культуры; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправляемость; конкуренция образования их структур и отдельных групп лиц; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; легитимность.
Соотношение права и государства в гражданском обществе с точки зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения, типичная для сословных и кастовых обществ, а сверх того, как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.
Природе гражданского общества соответствует принцип законности как строгого соответствия закону деятельности государства и его органов. Лишь при таком понимании обозначается проблема законности самих законов, издаваемых высшими органами государственной власти в смысле их соответствия общепризнанным и узаконенным правам и свободам граждан. В гражданском обществе закон это не только правило, установленное верховной властью (хотя бы и всенародно избранной), но и норма, изданная в соответствии с конституционными границами между обществом и государством, учитывающая права и свободы членов общества . Только при таком подходе к понятию законности гражданин в случае нарушения его прав ставится на один правовой уровень с государством и его должностными лицами при рассмотрении и решении спора о нарушенном праве.

5/2-2011 21:45


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

71. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в условиях современной России
Идея правового государства до 1987 года официальной идеологией отвергалась и оценивалась как идеалистическая и буржуазная. Только с 70-х годов о ней стали упоминать в курсах буржуазной политологии и критики буржуазных теорий государства и права в вузах. Впервые тезис о необходимости реанимировать эту идею прозвучал в резолюциях ХIХ партийной Конференции КПСС. Стали появляться разработки современных отечественных ученых, в частности Л.Б. Тиуновой, И.Ю. Козлихина и др. на эту тему в российской юридической и политической науке. Тезис о необходимости построения правового государства прозвучал в Декларации о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 года. Принцип правового государства в качестве основы конституционного строя (содержательной части деятельности государственной власти) России закреплен в ст.1 Конституции РФ 1993 года. Кроме того, в Конституции закреплены ряд институтов, напрямую ориентированных на организацию осуществления этого принципа: например, институт конституционного контроля (ст.125); прямого действия конституционных норм (ст.15); прав человека и гражданина как правового критерия деятельности власти (ст.18). Создается нормативная база (федеральное и региональное законодательство), конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, расширена деятельность общих судов по защите прав человека, осуществлению абстрактного контроля за законностью нормативных актов.
Однако принцип правового государства в Конституции носит до сих пор программный характер. Нормативная (законодательная) база в целом уже существует, но главный акцент в ближайшие десятилетия должен быть сделан на его реализацию. Причины медленного продвижения российского государства в направлении перерастания в правовое следующие: экономическая - отсутствие роста национального экономического производства, кризисная устойчивая ситуация, обнищание значительной части населения.
Правовое государство может сформироваться и существовать только в экономически стабильном гражданском обществе, где большую часть населения составляет так называемый средний класс, а социально незащищенная прослойка, во-первых, оказывается в значительном меньшинстве, не имеет тенденции роста; и, во-вторых, общество через государство имеет возможность оказывать этим слоям населения организованную помощь и обеспечивать нормальное существование в рамках минимальных, в том числе международных стандартов. Следовательно, главное условие формирования правового государства в России пока отсутствует; политическая: для становления правового государства необходима устойчивая ориентация общества и государства на демократические принципы, а именно идеологическое, политическое, религиозное многообразие, основные права и свободы, их признание и реализация; признание и реализацию суверенитета народа, умение государственных структур работать в режиме разделения властей, периодических свободных выборов, сменяемости власти, политической терпимости. В этой сфере ситуация лучше, чем в экономике. Формально в России закреплены (признаны) основные демократические ценности, однако их серьезного понимания, реального стремления претворить в жизнь в данный период нет. Как и в советский период, форма демократии продолжает доминировать над ее содержанием. Это традиционно для нашей страны и объективно предопределено экономикой (ранее тотально обобществляемого производства и равным распределением, а теперь развалом национальной экономики) и в результате пониманием демократии как господства большинства (или интересов большинства) над меньшинством.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. Необходимо отметить принятие многих законодательных актов, создавших основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.
В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает наличие развитого гражданского общества, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического и политического плюрализма. Поэтому основой формирования правового государства является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень его политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами общества, должностными лицами и государственными деятелями - неотъемлемая черта демократического государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что наша страна находится на начальном этапе строительства правового государства. И хотя его существование формально закреплено в Конституции, при практической реализации данного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые свидетельствуют о проблемах формирования правового государства и отодвигают перспективы его становления.
Во-первых, это неразвитое гражданское общество. Аморфность его структуры и нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых, нерациональность и непоследовательность решения экономических проблем, что порождает однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям, повсеместная коррупция и т.д. Экономическая нестабильность - серьезное препятствие на пути к формированию правового государства.
В-третьих, недостаточная прозрачность и урегулированность деятельности правоохранительных и правообеспечительных структур, затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых, наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов. Хотя в действительности, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.
Кроме того, в настоящее время российская действительность характеризуется невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков. Если и можно для России признать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую природную правовую активность и инициативу.
В связи с этим можно выделить ряд основных задач, способствующих развитию России как правового государства:
1) Экономическая стабилизация на базе стимулирования развития национальной экономики, ее рыночных начал сочетания с государственной монополией, среднего, малого бизнеса, налоговая стабилизация, т.е. создание экономических основ развитого гражданского общества.
2) Укрепление финансовой основы, независимости реформирования судебной системы. Особые программы образования судебных кадров. Финансирование только из федерального бюджета, материально-техническое, информационное правовое обеспечение работы судов; законодательное обеспечение продвижения судебной реформы
3) Создание и укрепление системы правового образования и просвещения. Включение в программы дошкольного и школьного, а также приоритет вузовского образования, обязательных дисциплин по основам правовых знаний, в которые отдельным разделом должен войти раздел Формирование в России правового государства. Включение в программы всех обществоведческих высших и средних учебных заведений курсов Конституционное право, Права человека.
4) Укрепление системы правоохранительных и правообеспечительных структур общества и государства. Более четкое законодательное определение основ правового статуса прокуратуры России, обеспечение ее независимости, укрепление финансовой основы; повышение профессионального уровня и правовой подготовки ее кадров, государственная поддержка коллегии адвокатов, государственный контроль за деятельностью нотариальных палат.
5) Развитие института ответственности государственных органов, должностных лиц, государственных служащих за различные формы неправовой деятельности: (государственно-правовая, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность).
6) Государственное программирование антикоррупционной деятельности.
Регулярная эффективная деятельность по решению данных задач является залогом успешного формирования и развития в будущем правового государства в Российской Федерации.

5/2-2011 21:45


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

73. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений
Основным институтом политической структуры общества является государство. Во все времена государство оказывало значительное влияние на развитие общества Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и выполняло роль ночного сторожа.
Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.
Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно .
Правовое установление целей и задач социального развития. Главными целями социально-экономического развития являются:
61485; повышение благосостояния населения страны,
61485; решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,
61485; соблюдение социальной справедливости, включая помощь бедным и социально обездоленным,
61485; создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.
Эти цели реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:
61485; создание условий для сбалансированного роста и повышения производительности труда,
61485; содействие научно-техническому прогрессу,
61485; поддержание разумно-стабильных цен,
61485; достижение положительного торгового баланса.
Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.
Дерево целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития .
Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя.
Дерево целей экономического развития
(условный пример применительно к общенациональному уровню).
Глобальная цель государственного регулирования - сохранение и упрочение социально-экономического строя.
Цели I уровня:
I. Повышение уровня жизни населения страны.
II. Поддержание социальной стабильности в обществе.
III. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем
IV. Экологическая безопасность страны
Цели II уровня:
I. Повышение уровня жизни населения страны:
а. рост доходов на душу населения,
б. товарное обеспечение денежных доходов,
в. обеспечение населения социальными благами.
II. Поддержание социальной стабильности в обществе:
а. соблюдение границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент и пр.)
б. выполнение обязательств государства перед населением, перед занятыми, перед несамодеятельным населением и пр.
в. контроль за исполнением обязательств работодателями перед работниками.
III. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем:
а. финансирование научно-технического прогресса,
б. обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о будущих поколениях,
в. рациональное размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.
IV. Экологическая безопасность страны
а. уровень загрязнения водных ресурсов,
б. уровень загрязнения воздушного бассейна,
в. нарушения в использовании земельных ресурсов.
Цели III уровня:
I. Повышение уровня жизни населения страны:
а. рост доходов на душу населения,
б. обеспечение рационального уровня занятости,
в. обеспечение роста средней заработной платы,
г. формирование нормальных условий труда.
II. Товарное обеспечение денежных доходов,
а. развитие комплекса отраслей по производству товаров народного потребления,
б. импорт потребительских товаров,
III. обеспечение населения социальными благами.
а. здравоохранение,
б. образование и наука,
в. культура и спорт.
Все эти цели в совокупности с генеральной образуют дерево целей.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию
К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:
1) создание правовой основы функционирования рыночного механизма;
2) организация денежного обращения;
3) поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;
4) управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);
5) стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;
6) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.
Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, неразрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.
Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.
Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

5/2-2011 21:46


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

74. Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования.
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).
Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются провалами рынка. Обычно к их числу относятся:
1. принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;
2.. предоставление так называемых общественных благ, распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:
во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.
Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;
3. наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;
4. несовершенная конкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;
5. перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);
6. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.
Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных провалов государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.
Расширение государственного регулирования экономики оправдано до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие провалов рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.

5/2-2011 21:46


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

75. Понятие и отличительные признаки информационного общества. Проблемы создания информационного общества в России.
Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Отличительными признаками информационного общества являются:
1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
а) эффективное информационное взаимодействие людей;
б) их доступ к мировым информационным ресурсам;
в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.
Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.
Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войта в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.
Для информационной среды современного общества характерна не только высокая технологичность, но и глобальность. В отличие от товарных потоков, пересекающих таможни, обмены в мировой информационной сети не могут быть полностью проконтролированы при пересечении межгосударственных границ. Если на первой стадии развития информационного общества возникают национальные информационные пространства, то постепенно они интегрируются в единое мировое информационное пространство, в котором вся открытая информация циркулирует свободно. Информационное пространство может полностью реализовать свои скрытые возможности только в случае охвата всего мирового пространства и отсутствия препятствий для перемещения информации
В последние годы Правительством РФ приняты конкретные меры по реализации процессов информатизации в стране. Утверждена и принята к реализации Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, разработаны и успешно реализуются Федеральные целевые программы Электронная Россия, Развитие единой образовательной информационной среды, Интеграция науки и высшего образования России , Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России и другие целевые и ведомственные программы информатизации.
Анализируя принятые Правительством России вышеупомянутые документы в области информатизации нашего общества , можно выделить следующие цели:
- обеспечение гармоничного вхождения России в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости;
- преодоление информационного неравенства между Россией и другими развитыми странами, обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество;
- укрепление единства образовательного пространства на всей территории страны;
- повышение качества образования во всех регионах России ;
- развитие и адаптация к рыночной экономике научно-технического и кадрового потенциала России фундамента наукоемких, конкурентоспособных производств, основополагающего условия для выхода и закрепления отечественной высокотехнологичной продукции на внутреннем и мировом рынках, формирования нового мышления в постиндустриальном обществе ;
- расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей;
- сохранение, развитие и наиболее эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
- создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.

5/2-2011 21:46


Admin _

avatar.gif

Days: 3176

Posts: 117

76. Информационное общество: новые возможности, новые угрозы
Информационное общество теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Информационное общество современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.
Источники угроз безопасности информационного общества
Можно выделить несколько основных источников угроз безопасности информационного общества , которые могут затрагивать интересы человека, общества и государства.
Источники угроз интересам человека
Интересы человека, которые необходимо охранять в информационном обществе, заключаются прежде всего в реальном обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к открытой информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, духовное и интеллектуальное развитие.
Наиболее опасным источником угроз этим интересам является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального виртуального информационного пространства, а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность.
Важной особенностью образа жизни человека в информационном обществе будет существенное сокращение информационных расстояний (времени доступа к требуемой информации), что приведет к появлению новых возможностей - как по формированию личности, так и реализации ее потенциала. Человечество вплотную подходит к рубежу, за которым информационная инфраструктура становится по существу основным источником информации для человека, оказывает непосредственное влияние на его психическую деятельность, на формирование его социального поведения.
Проблема определения потребностей и мотивации социального поведения пока не имеет общего решения и является одной из наиболее сложной в современной психологической науке. С рассматриваемой точки зрения структура потребностно-мотивационной сферы личности человека образуется базовыми потребностями, обусловленными его генотипом (в питании, безопасности, продолжении рода, бессмертии, а также во взаимодействии с другими людьми), и производными потребностями, формируемыми воспитанием. Способы и формы удовлетворения этих потребностей в значительной степени зависят от информации и знаний, получаемых из окружающего мира и, в частности, поступающих через информационную инфраструктуру. Направленность использования полученной информации и получаемые результаты определяются, прежде всего, личностью человека и его духовным потенциалом.
Сложность процедур, реализуемых в современных технологиях доступа к требуемым информационным ресурсам, критически увеличивает зависимость человека от других людей, осуществляющих разработку информационных технологий, определение алгоритмов поиска требуемой информации, ее предварительной обработки, приведения к виду, удобному для восприятия, доведение до потребителя. По существу, эти люди во многом формируют для человека информационный фон его жизни, определяют субъективную оценку условий, в которых он живет и действует, решает свои жизненные проблемы. Именно поэтому представляется исключительно важным обеспечить безопасности взаимодействия человека с информационной инфраструктурой.
Другим опасным источником угроз интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также расширение возможности скрытного сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.
Это обусловлено, на наш взгляд, трудностями реализации механизмов охраны этих сведений, дальнейшими успехами в области миниатюризации средств скрытного сбора и передачи информации.
Источники угроз интересам общества
Интересы общества в информационной сфере заключаются в защите жизненно важных интересов личности в этой сфере, обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах упрочения демократии, достижения и поддержания общественного согласия, повышения созидательной активности населения и духовного возрождения России.
Одним из источников угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных систем и сетей связи критически важных инфраструктур обеспечения жизни общества .
Эти угрозы могут проявляться в виде как преднамеренных, так и непреднамеренных ошибок, сбоев и отказов техники и программного обеспечения, вредного воздействия на эти инфраструктуры со стороны преступных структур и криминальных элементов. Объектами реализации таких угроз могут выступать информационные системы энергетической, транспортной, трубопроводной и некоторых других инфраструктур.
Масштаб возможных последствий некорректностей в работе технического и программного обеспечения информационных систем до некоторой степени можно представить по затратам на решение Проблемы - 2000.
Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников и, прежде всего, зарубежных.
Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям, а также разрушения нравственных устоев общества путем навязывания ему чуждых ценностей.
Представляется, что одним из источников угроз будет обострение конкуренции на отечественных и зарубежных рынках продуктов интеллектуальной деятельности. Эта угроза может проявиться в виде расширения масштабов недобросовестной конкуренции, нарушения прав интеллектуальной собственности.
Наконец, опасным источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.
Угрозы могут проявляться в виде попыток осуществления мошеннических операций с использованием глобальных или отечественных информационно-телекоммуникационных систем, отмывания финансовых средств, полученных противоправным путем, получения неправомерного доступа к финансовой, банковской и другой информации, которая может быть использована в корыстных целях.
Источники угроз интересам государства
Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах укрепления конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, безусловного исполнения законов и поддержания правопорядка, развития международного сотрудничества на основе партнерства.
Наиболее опасным источником угроз интересам государства в информационной сфере является неконтролируемое распространение информационного оружия и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения информационных войн.
Информационное оружие представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, системы управления государством, снижения обороноспособности.
Разрушительная воздействие информационного оружия в информационном обществе может оказаться значительно более разрушительным, чем это представляется сейчас. Это особенно опасно в условиях существования почти монопольного положения компаний небольшого количества стран мира на рынке информационных продуктов, так как способно спровоцировать желание использовать имеющееся превосходство для достижения тех или иных политических целей.
Эти угрозы могут проявляться так же в виде получения противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, другой конфиденциальной информации, раскрытие которой может нанести ущерб интересам государства.

5/2-2011 21:46

 1  2  3 


  Осевое время религий.jpg  Основные-признаки-правового.jpg  право-соц.jpg  Структура отдела маркетинга.jpg  курсовая.jpg  

  Как купить готовую курсовую работу?    Общие вопросы форума курсовая срочно    Решение контрольных работ, задач и заданий    Библиотека. Здесь находятся различные книги и учебники по предметам    Античная музыкальная эстетика реферат курсовая работа    Заказать курсовую по теории государства и права    Реферат на заказ, заказать курсовую работу с нуля    Вопросы оплаты  

Total topics: 98 Posts: 296 Members registered: 26, are currently authorized users: 0

SROCHNO DIPLOM 500 rub.